Музейное занятие «Детство, опалённое войной»

Новобытовская средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов

                         пишите нам:   nbschool@mail.ru  

 

Музейное занятие «Детство, опалённое войной»

Презентация к музейному занятию 

 

Методическая разработка музейного занятия «Детство, опалённое войной»

 

Цель мероприятия

·    формирование чувства гордости за своё Отечество, любви к родному краю, уважения к людям, проживающим в нём

Задачи мероприятия:

·         сформировать эмоциональное неприятие явления «война»

·         сравнить жизнь современных детей и жизнь детей в годы Великой Отечественной войны

·         убедить учащихся, что малыши и подростки военной поры были лишены детства, чтобы детство было сейчас у каждого из ребят

·         использовать в характеристике военного детства материалы, собранные в результате музейной проектной деятельности

Форма мероприятия - музейное занятие.

Музейное занятие – это воспитательное мероприятие, которое используется в  работе школьного музея. Как любое воспитательное мероприятие,  оно  воздействует в первую очередь  на эмоциональную и духовную сферу учащихся. При подготовке к этому занятию его участниками разучиваются стихи, песни, инсценировки.

Но в музейном занятии главным является предмет. В процессе занятия предмет, с которым необходим прямой контакт,  становится объектом рассказа, изучения.  Это может быть экспонат школьного или иного музея; раритет, хранящийся в семье. В отдельных случаях, возможно привлечение предметов, которые не имеют истории, но могут быть использованы как предметная ассоциация.

Возраст участников

Занятие проводится в музее для учащихся начальной  и основной школы.

Продолжительность мероприятия

В зависимости от возраста участников продолжительность мероприятия составляет 40-60 минут.  

Оборудование:

·         музейные экспонаты и предметы, связанные с темой занятия (игрушки, деревянная подставка для ног, учебная модель автомата, учебная модель гранаты, метроном, 125 грамм ржаного хлеба, учебники военной поры, школьный колокольчик)

·         презентация «Детство, опалённое войной»

·         музыкальное оформление - «Вокализ»  и первая часть концерта для фортепиано с оркестром №2 до минор С.В.Рахманинова

Организация пространства

В музее выделяется свободная часть экспозиции, где в ходе мероприятия будет собираться выставка.

Методики, используемые при проведении занятия:

·         интерактивная музейная технология

·         компьютерная технология

·         проектная методика

Подготовительный этап

 

Для подготовки занятия по заявленной тематике подготовительный этап является продолжительным.

1.      Проектная деятельность.

Поисковые группы классов на основе разработанного вопросника собирают материал о земляках, чье детство пришлось на годы Великой Отечественной войны.

 

 

 

 Вопросник по проекту «Детство, опаленное войной»

 

1. Когда и где Вы родились? Что Вы помните о месте Вашего рождения, об условиях проживания Вашей семьи?

2. Кто были Ваши родители? Чем они занимались до войны? Где работали?

3. Сколько человек было в Вашей семье? Были ли у Вас братья и сестры? Если да, то сколько? Старше или моложе?

4. Что Вы помните о начале войны: 

·         как Вы узнали, что началась война

·         где находилась Ваша семья 22 июня 1941 года

·         какие решения приняли Ваши родители в тот момент?

5. Как изменилась Ваша жизнь после начала войны:

·         место проживания,

·         занятия родителей, иных родственников?

6. Чем занимались Вы в годы войны? 

7. Если Вы учились:

·         как проходили занятия в школе

·         кто проводил уроки

·         чем занимались школьники после уроков?

8. Если Вы работали:

·         кем и где Вы работали

·         какими были условия труда

·         какую зарплату Вы получали

·         как тратили деньги?

9. Была ли возможность отдыхать в годы войны (в праздники, каникулы)?

10.    Какие самые яркие воспоминания остались у Вас от войны?

11.    Что Вы помните о Дне Победы:

·         как Вы узнали о победе в войне

·         где Вы в тот момент находились

·         какие потери понесла Ваша семья в годы войны?

12.    Какие награды сохранились  у Вас от периода Великой Отечественной войны?

13.    Какие есть у Вас фотографии, иные памятные свидетельства из того периода? Можно ли их сканировать и сохранить в музее школы?

 

Имена респондентов определяются с помощью информационной базы, которая создана в школьном музее. При выборе респондентов нужно исходить из следующих условий:

·         близость респондентов к ученикам школы (возможные родственные отношения)

·         широта географии проживания и условий военного детства (глубокий тыл, оккупированные территории, концлагеря, фронтовая зона и т.д.)

·         способность респондента ответить на вопросы связно и понятно для юных исследователей

Учеников, занимающихся проектом, желательно обеспечить диктофоном. Достаточно одного диктофона в музее, чтобы  сохранить весь собранный материал, вернуться к нему для доработки. Также поисковиков нужно обеспечить фотоаппаратом. Цифровой фотоаппарат позволяет переснять фотографии, иные исторические свидетельства (свидетельства о рождении, аттестаты о получении школьного образования и т.д.), которые хранятся у респондентов. Естественно, что в музее должны храниться фотографии людей, которые участвовали в проекте.

Данный проект является среднесрочным. Сбор информации проходит в течение месяца. За две следующие недели материал будет обработан - подготовлен для чтения, исторические свидетельства составят презентацию каждой поисковой группы. По итогам проектной деятельности желательно провести «круглый стол», где прозвучит отчет каждой группы поисковиков. Лучшие (или необходимые материалы) будут использованы в музейном занятии. Также на музейное занятие желательно пригласить одного из респондентов, чей рассказ отличается наибольшей эмоциональностью и надолго запомниться ребятам.

 

 

2. Подготовка сценария.

Сценарий строится на основе анализа жизни детей в тылу, на фронтах войны, в блокадном Ленинграде, на оккупированных территориях, в концлагерях. Он должен включать как подготовленные номера художественного чтения, исполнения песен, театрализацию, так и беседу по вопросам занятия. В сценарии используются сообщения о пионерах- героях, подготовленные ребятами.

3. Подготовка презентации.

В презентацию включаются фотографии военных лет, которые зафиксировали жизнь детей в годы Великой Отечественной войны; материалы проекта «Детство, опалённое войной». Также в презентации используется изображение плаката И.Тоидзе «Родина- мать зовет».

4. Подготовка предметов для музейного занятия.

Каждый сюжет сценария необходимо обеспечить предметом, который будет использоваться на занятии:

·         для первого этапа занятия понадобятся игрушки, которые ребята приносят с собой;

·         для  рассказа о трудовых буднях педагог готовит деревянную подставку, которая будет символизировать труд детей на заводах и фабриках в годы войны. Как известно, подростки использовали подобные подставки, чтобы достать до станка, высота которого была рассчитана на взрослого мужчину;

·         говоря о детях, сражавшихся на фронте, педагог может использовать учебный модель автомата и гранаты. Эти предметы позволят ребятам понять и ощутить, как физически тяжело было тем мальчишкам и девчонкам, которые непосредственно участвовали в военных действиях;

·         рассказ о 900-дневной блокаде Ленинграда можно дополнить звуком метронома, который сопровождал жизнь блокадников. А также показать детям хлеб, вес которого составляет 125 грамм, чтобы они наглядно представили норму выживания детей и взрослых города- героя;

·         будни детей на оккупированных территориях, где не работали школы, и подростки мечтали сесть за парты, можно сопроводить показом школьных предметов. В нашем школьном музее имени Д.С.Дохтурова хранится несколько экземпляров довоенных учебников, книг из школьной библиотеки,  звонок, который в довоенной школе начинал и заканчивал учебные занятия.

 

Проведение занятия

 

Занятие начинается с беседы с детьми.

·         Ребята, а вы счастливы?

·         Что дает вам возможность утверждать, что вы – счастливы?

·         Что может помешать вам быть счастливым?

·         Что такое детство?

·         Что может стать символом детства?

·         Познакомьте нас со своими друзьями- игрушками?

Отвечая на эти вопросы, ребята говорят, что счастливы (большинство присутствующих). Счастливы они потому, что их любят родители, есть друзья, получают хорошие оценки в школе и т.д. Изменить настроение ребенка может ссоры, обиды, невнимание взрослых, неудача в написании контрольной и т.д. Детство, как говорят школьники, - это непродолжительный период жизни, когда много беззаботной радости, веселья, когда ребята много играют и т.д. Символом детства ученики чаще всего называют игрушку. После знакомства с игрушками, все дети собирают их в одно место, которое становится символическим изображением современного детства.

 Завершая беседу, учитель говорит о том, что многие взрослые хотят вернуться в детство, чтобы вновь пережить это счастливое время. Многие, но не все. Потому что есть люди, чье детство украла война. Учитель предлагает задуматься над вопросом: было ли детство у тех, кто рос в годы Великой Отечественной войны?

 

Сюжет 1. Жизнь в глубоком тылу

 

Его узнал я не из книжки-

Жестокое слово – война!

Прожекторов яростной вспышкой

К нам в детство ворвалась она.

Смертельными тоннами стали,

Сиреной тревоги ночной.

В те дни мы в войну не играли-

Мы просто дышали войной (А.Иоффе)

 

Учитель продолжает беседу:

·         Ребята, а как война могла отразиться на жизни детей?

·         Почему в годы войны подростки, жившие в тылу, в 11-13 лет начинали работать?

·         Чем занимались ребята на заводах и фабриках, в колхозах и совхозах?

 

Продолжается занятие рассказом о жительнице поселка, ветеране трудового фронта Плишкиной Евдокии Алексеевне, которая в годы войны училась и работала на заводе.

 

ПЛИШКИНА ЕВДОКИЯ АЛЕКСЕЕВНА

 

Плишкина  Евдокия Алексеевна родилась 12 марта 1926 года в городе Лысьва Пермского края. Её родители, Демакова Анна Ивановна и Демаков Алексей Арсеньевич, происходили из крестьян. До войны отец работал председателем колхоза, а затем плотником. Мама все время работала уборщицей на заводе. Всего в семье было 5 человек: родители, брат и две сестры.

22 июня отмечался татарский праздник сабантуй. Молодые татары соревновались в скачках на лошадях, боролись между собой. Всем было весело. Людей на празднике было видимо невидимо. Праздник отмечался на поле за городом. Люди пришли туда пешком, поскольку транспорта не было.

Вдруг стали раздаваться голоса, люди кричали, что началась война. И народ бегом бросился в город. Объявление войны вызвало в городе суматоху. Некоторые люди впадали в истерику. У всех в глазах был ужас. Отец Евдокии Алексеевны ушел на фронт. Вместе с ним в армию ушла и старшая сестра, Марфида Алексеевна. К началу войны она уже оканчивала техникум и получила водительские права. На фронте она подвозила снаряды к передовой,  а на линию огня их везли шоферы-мужчины. Марфида Алексеевна закончила войну в Дрездене, там же вышла замуж и теперь живет на Украине.

С июня 1941 года  началась реорганизация жизни с учетом требований фронта. Главным лозунгом жизни стали слова «Все для фронта! Все для победы!». Завод стали перепрофилировать на выпуск военной продукции: боевые снаряды и защитные каски для голов солдат. Реорганизация завода требовала много сил и умения, скорости и сноровки,  дисциплины. На заводе была организовано обучение женщин и детей, которые должны были заменить ушедших на фронт мужчин. Но на некоторые специальности была установлена бронь. Это были мартеновцы, которые варили сталь, жестепрокатчики, лудильщики, оцинковальщики. В этих профессиях мужчинам смены не было.

Это было сложное время. Завод перешел на двухсменную по 12 часов работу. Людей не хватало, поэтому смена продолжалась так долго. Выстоять у станка половину суток было физически сложно, особенно детям. Хотелось не только спать, но и есть. Всё производимое на заводе, а так же основная часть продуктов отправлялась на фронт. В городе были введены продовольственные карточки. На карточку можно было получить не только хлеб, но и немного муки, лапши. Из них варили суп с добавлением травы лебеды.

Евдокии Алексеевне в 1941 году исполнилось 15 лет. Она поступила в металлургический техникум на отделение технологии металлов. В техникуме учащиеся получали карточку на 400 граммов хлеба. Несмотря на военное время, учебный материал проходили по довоенным программам, учебное время не сокращали ни на минуту. Правда, тема изучения науки был иной. Заводу как можно скорее требовались специалисты.

После занятий и в каникулы учащиеся работали на заводе. При 12 –ти часовой смене они получали карточку на 800 граммов хлеба. Евдокия Алексеевна работала контролером и уставала незначительно. О своей работе она говорит так: «Мне немного повезло».

Летом учащиеся выезжали на работу в село. Сначала на посевную, а затем на уборочную, заготовку кормов  для скота. Зерновые убирали косами. В поле выходили практически босые, поскольку обуви не было. Как и в городе, в селе вся работа лежала на плечах женщин, стариков и детей.

Проблемой для молодых растущих людей была одежда и обувь. Купить ткань было невозможно, поэтому платья, брюки и рубахи делали из старых вещей родителей. С обувью вопрос решался более революционно. Евдокия Алексеевна вспоминает, что ребятам соседнего ремесленного училища выдавали ботинки на деревянной подошве. Когда они группами шли по улицам, то стук их обуви раздавался очень далеко.

После окончания техникума, Евдокия Алексеевна получила направление на Челябинский металлургический завод. Работала она в отделе оборудования конструктором. Когда война закончилась, девушка вышла замуж и вернулась домой, в город Лысьву. Всю жизнь она проработала на одном заводе. После войны Евдокия Алексеевна награждена медалями

1.             За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

2.             50 лет победы в Великой Отечественной войне

3.             Победителю социалистического соревнования 1973 г., 1980 г.

4.             Ветеран труда, 1981 г.

За беспримерный труд в годы Великой Отечественной войны Евдокия Алексеевна ежегодно получает благодарственные письма от Президента Российской Федерации.

 

Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла

И синее небо, и запах простого цветка?

Пришли на заводы работать мальчишки Урала,

Подставили ящики, чтобы достать до станка.

И вот неподкупной зимою военного года,

Когда занимался над Камой холодный рассвет,

Собрал самых лучших рабочих директор завода.

А было рабочим - всего по четырнадцать лет.

В усталые лица глядело суровое время,

Но каждый в себе довоенное детство нашел,

Как только рабочую премию- банку варенья-

Пред ними, мальчишками, кто-то поставил на стол.

И вон над заводом, над лесом, в снегу задремавшим,

Среди подступившей внезапно к сердцам тишины,

Повяло чем-то давно позабытым, домашним,

Как будто бы не было больше на свете войны.

….Ах, банка варенья, простое и верное средство

Напомнить о том, что, как жизнь у людей не горька,

Но будет ещё у мальчишек и солнце,  и детство,

И синее небо, и запах простого цветка! (В.Радкевич)

 

Сюжет продолжает рассказ о вкладе в Победу, который внесли своим трудом учащиеся Новобытовской школы.

 

Не отставали от своих сверстников и ученики Новобытовской школы. 120 учеников  летом 1941 года работали в колхозе и  за неделю ребята убрали сено с 27 гектаров. С ранней весны до поздней осени работали ребята в колхозах, перевыполняя нормы выработки. Портреты колхозников колхоза «Пламя» Баранцевского сельсовета Матросова Владимира Егоровича, которому было 14 лет,  и 15 летнего Изотова Петра Ивановича были помещены на районную доску почета. Ребята принимали участие в строительстве оборонительных укреплений, собирали металлолом. Самые маленькие собирали желуди, из которых на фронте готовили вкусный и питательный желудевый кофе.

 

В конце сюжета учитель предлагает избрать предмет, который станет символом тяжелого труда подростков в тылу в годы войны. Таким предметом может стать деревянная подставка под ноги. Учитель предлагает некоторым учащимся встать на подставку, предположить - насколько удобно стоять на ней 12 –ти часовую смену. И после обсуждения предмет занимает свое место на выставке.

 

 

 

Сюжет 2. Дети на фронте

 

Песня «Песня о маленьком трубаче». Слова С.Крылова, музыка С.Никитина (обработка Д.Кабалевского)

 

Беседа с детьми:

·         Маленький трубач…Где он провел свое военное детство?

·         Как мальчишки, которых называли «сыны полка», оказывались на фронте?

·         Какая военная задача могла быть возложена на маленького солдата?

·         Было ли им страшно, тем юным патриотам, которые вместе с взрослыми участвовали в защите Родины?

Ответы на предлагаемые вопросы затруднительны для детей начальной школы. Учитель должен помочь школьникам сформулировать мысли о том, что в суровые годы войны вместе с взрослыми сражались на фронтах  дети. Сыны полков - называли фронтовики юных патриотов, которые вместе с взрослыми участвовали в защите Родины. Связисты, разведчики, пулеметчики, санитары, оружейники, музыканты - они всегда оставались озорными ребятишками, однако свои нелегкие солдатские обязанности выполняли по- взрослому. Мужественными были эти мальчишки и девчонки, которые верили в победу, в свои силы. Но были ли они бесстрашными, ведь каждому из них так хотелось жить?

 

Когда он подвиг совершает,

То не заботится ничуть:

Узнает кто иль не узнает

О нём самом когда- нибудь…

Мальчишки уходят в разведку

В ночи не видны, не слышны,

Второе военное лето

Идет по дорогам страны.

И всё, что узнал до рассвета,

Ты должен своим принести…

Мальчишки уходят в разведку,

Хоть могут назад не прийти (Феликс Чуев)

 

Продолжением сюжета станет рассказ о пионерах- героях,  получивших самую высокую воинскую награду- звание Героя Советского Союза. В советской школе об этих подростках знал каждый ученик. Вспомним их и мы.

 

Валя Котик - пионер-герой, юный партизан-разведчик, которому было всего 14 лет. Во время Великой Отечественной войны принимал активное участие в партизанском движении на Украине. Сначала был связным, затем участвовал в боях. Был дважды ранен и погиб в бою. Валентин Котик был награжден орденом Отечественной войны и медалью. В 1957 году был снят фильм «Орлёнок», посвященный Вале Котику.  А в 1958 году ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Зина Портнова. Когда началась война, Зине было 15 лет. Она работала в столовой курсов переподготовки немецких офицеров. По указанию подполья Зина отравила пищу в столовой. Во время разбирательства, желая доказать свою непричастность, съела отравленный суп. Чудом осталась жива. В декабре 1943 года, возвращаясь с задания была схвачена фашистами в деревне Мостище. На одном из допросов в гестапо, схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и ещё двух гитлеровцев. Пыталась бежать, но была схвачена. Зину зверски замучили и расстреляли в тюрьме города Витебска. 1 июля 1958 года Зинаиде Мартыновне Портновой было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Леня Голиков. 15-летний разведчик партизанской бригады, действовавшей на территории Новгородской и Псковской областей. Он участвовал в 27 боевых операциях. Им было уничтожено 78 немцев, два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два продовольственно – фуражных склада, 10 автомашин с боеприпасами. 13 августа 1942 года, возвращаясь из разведки, гранатой подорвал легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск Рихард фон Виртц. Голиков в перестрелке застрелил из автомата генерала, сопровождавшего его офицера и шофёра. В штаб бригады разведчик доставил портфель с документами. В их числе были чертежи и описание новых образцов немецких мин. Леонид Голиков был представлен к званию Герой Советского Союза. 24 января 1944 года в неравном бою в Псковской области Леня Голиков погиб.  2 апреля 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Марат Казей - пионер-герой, юный партизан-разведчик. В 1942 году его мамы была повешена немцами в Минске за связь с партизанами. После этого Марат со старшей сестрой Ариадной ушли в партизанский отряд. Сестра Марата отморозила ноги, которые пришлось ампутировать, и девушку отправили на Большую землю. Марат часто участвовал в рейдах и диверсиях. За смелость и отвагу в боях он был награжден орденом Отечественной войны, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». Однажды в бою, Марат был ранен. Но несмотря на это, поднял партизан в атаку. В 1944 году, возвращаясь из разведки и окруженный немцами, Марат Казей подорвал себя и врагов гранатой. Звание Героя Советского Союза Марату Казею было присвоено в 1965 году.

 

Продолжение беседы:

·         Было ли страшно подросткам на фронте?

·         А было ли им физически тяжело?

Учитель предлагает назвать предмет, символизирующий участие детей в военных действиях. Учащиеся обычно предлагают разные виды оружия. Учитель даёт желающим ощутить вес учебной  гранаты, учебного автомата. Ребята убеждаются, что военное оружие не лёгкое, носить его на себе в течение дня – тяжелый физический труд. Эти предметы занимают свое место на выставке.

 

Сюжет 3. Дети блокадного Ленинграда

 

Учитель берет метроном, который отбивает ритм,  и начинает беседу:

·         Что за прибор в моих руках?

·         Для чего используется метроном?

·         А вы знаете, какое применение нашли метроному в блокадном Ленинграде?

·         А что вы знаете о блокадном Ленинграде?

 

Ленинградские дети… Они вместе с взрослыми несли все тяготы 900-дневной блокады. Самой заветной мечтой для них был настоящий ржаной хлеб, которого можно было поесть вволю. А вместо этого- смерть от голода самых родных и близких.

Об этом свидетельствуют записи одиннадцатилетней ленинградской девочки Тани Савичевой: «Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года. Лёка умер 17 марта в 6 часов утра 1942 года. дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года. мама- 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года…Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня». Таня не дожила до победы. Она была эвакуирована из блокадного Ленинграда, но умерла от истощения.

Театрализация (материал с сайта gumnasia.narod.ru).

Две девочки. Изображают бабушку и внучку. Обе закутаны в шарфы и платочки.

Девочка: Закончились у нас дрова. И я по дворам потихонечку собирала щепки, дощечки в разбомбленных домах. Мама мне не разрешала, это было очень страшно, т. к. в этих домах были крысы – как огромные кошки, они жутко кричали. Ну, иногда где-то щепочку найдешь, а сил не было, поэтому прицепишь эту щепочку за веревку (веревочку я всегда носила с собой) и тащишь по снегу. Сначала мы все спускались в бомбоубежище, а потом мы перестали ходить туда. И бабушка, которая обладала большим чувством юмора, говорила:

Бабушка: Танечка, у нас есть полкусочка хлеба, давай его съедим, чтобы фрицам не досталось. А то, если они разбомбят нас вечером – мы умрём голодные.

(Бабушка гладит девочку по голове. Садятся, разламывают хлеб, отщипывают от него. Девочка прижимается к бабушке. Берет свой кусочек в ладошку, глядя на него, делает шаг вперед.)

Девочка: И мы съедали маленькую корочку и радовались, что фрицам не достанется этот наш кусочек хлеба (закрывая ладошку с хлебом и прижимая к груди).

 

Был день как день.

Ко мне пришла подруга,

Не плача, рассказала, что вчера

Единственного схоронила друга,

И мы молчали с нею до утра.

Какие ж я могла найти слова,

Я тоже - ленинградская вдова.

Мы съели хлеб, что был отложен на день,

В один платок закутались вдвоем,

И тихо-тихо стало в Ленинграде.

Один стуча, трудился метроном…

И стыли ноги, и томилась свечка.

Вокруг её слепого огонька

Образовалось лунное колечко,

Похожее на радугу слегка.

Когда немного посветлело небо,

Мы вместе вышли за водой и хлебом

И услыхали дальней канонады

Рыдающий, тяжелый, мерный гул:

То армия рвала кольцо блокады,

Вела огонь по нашему врагу (О. Берггольц)

 

Учитель предлагает детям найти символ жизни в блокадном Ленинграде. Ученики предлагают хлеб (предварительно подготовлена часть ржаной буханки весом в 125 грамм)  и метроном. Эти предметы занимают свое место на выставке.

 

Сюжет 4. Дети на оккупированных территориях

 

Песня «Женька». Слова К.Ваншенкина, музыка Е.Жарковского.

 

Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком, а кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.

Многие дети вместе с родителями оказались на оккупированной территории. Своими глазами они видели ужасы фашистского «нового порядка», в котором не было места детству, а были только смерть, слезы… Для борьбы с фашистами на оккупированной территории создавались партизанские отряды. И когда отец становился партизаном, а мать помогала патриотам, взрослые понимали, что рискуют не только своей жизнью, но и  жизнью своих детей.

 

Беседа учащихся с Непперт Лилией Александровной, чьё детство проходило на оккупированной фашистами территории.

 

НЕППЕРТ ЛИЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

 

Непперт Лилия Александровна родилась 5 марта 1935 года в деревне Хизов Кормянского района Гомельской области Белоруссии. Семья девочки жила в городе Гомель. Отец, Кравцов Александр Карпович, окончил военное училище. Войну начал в звании капитана. До войны часто бывал в заграничных командировках. В первые месяцы войны из окружения вынес тяжело раненного генерала, будучи сам ранен в ногу. Вместе с ним был отправлен на самолете на Большую землю. После лечения служил в штабе. За годы войны трижды встречался с Верховным Главнокомандующим И.В.Сталиным. Александр Карпович вспоминал весь ужас первой встречи со Сталиным (ноги вросли в землю), когда смелого капитана повысили в звании. Родная деревня Александра Карповича находилась недалеко от Хизова. Большую семью Кравцовых фашисты расстреляли, а дома сожгли.

Мама, Полина Титовна Куцанова, окончила педагогическое училище. Она была преподавателем немецкого языка в одной из школ Гомеля.

Война застала родителей Лилии Александровны в разных местах: отец был в командировке в Белгороде, а мама с девочкой жили в Гомеле. 22 июня в Гомеле несколько раз раздавался вой сирены, которая предупреждала о воздушной тревоге. Через несколько дней жители города увидели немецкие самолеты. В день 22 июня Александр Карпович Кравцов прислал дочери свою фотографию с надписью: «Дорогая дочка! Береги себя и маму. Началась война. 22 июня 1941 года»

В начале июля семьи военных решили эвакуировать. Но только машины выехали за город, оказалось, что город в окружении. Поэтому все семьи вернулись в свои квартиры. Напротив дома, в котором жили девочка с мамой, располагался институт. В нем фашисты устроили пыточный двор гестапо. Находится рядом было невозможно. Мама Лилии Александровны пользовалась большим вниманием фашистов. Один из них, после отказа женщины, обвинил её в заразном заболевании. Полина Титовна была арестована и посажена в комендатуру. Ей грозил либо расстрел, либо отправка в Германию. К счастью, все разрешилось. Из деревни привезли бумагу, в которой за подписью 100 человек, говорилось, что у этой женщины есть ребенок. Но это событие стало главным поводом, чтобы покинуть Гомель.

Через месяц после начала войны Полина Титовна уехала к матери в деревню Хизов. Несколько раз она выезжала в город, чтобы проверить квартиру. Однажды мама взяла с собой дочь. Возвращались обратно в деревню пешком. На дороге к женщинам (маме Лилии Александровны, её крестной) и  девочке пристроился мужчина. На очередном пропускном пункте фашист с черной повязкой на глазу потребовал документы. Женщины показали свои паспорта, а мужчина заявил фашисту, что он муж Полины Титовны. Но в тот момент, когда фашист отвлекся, мужчина побежал в кусты. Немцам удалось его поймать. Полину Титовну фашист собирался расстрелять. А с девочкой произошел первый обморок. Женщины и ребенок были арестованы. Их доставили в Бобруйск. Здесь они вновь увидели этого мужчину. Он был сильно избит. Девочку поразило то, что за несколько часов мужчина поседел. Как после женщины узнали, это был командир советских десантников. В его обуви фашисты нашли документы, подтверждающие этот факт.

Бабушку Лилии Александровны звали Домна Куцанова. В деревне у неё было большое хозяйство: корова, поросята, куры, гуси. Это хозяйство она вела сама, муж умер ещё до начала войны. У бабушки было пятеро детей. Все они на начало войны имели свои семьи и жили в деревне Хизов или в соседних деревнях. Благодаря тому, что деревня Хизов была расположена в шести километрах от шоссейной дороги, оккупанты сюда заглядывали редко. Больше всего жители Хизова боялись бандеровцев, которые хоть и редко, но заглядывали в деревню. Форма у них была песочного цвета. Бандеровцев боялись больше, чем фашистов. Тогда приходилось прятать корову, для которой бабушка сделала закуток в сенях, закрытый сеном и соломой. Корова Галка, с белой звездой на лбу, была настоящей умницей. Когда приходили каратели, она не подавала признаков жизни. Хозяйка ежедневно надаивала  по три ведра молока. Молока хватало всем детям семьи. Когда корова телилась, то приносила только бычков. Поэтому и мясо в семье было.

В деревне было расположение партизанского отряда, в котором сражалась Полина Титовна Куцанова. Фактически до осени 1943 года деревня Хизов жила в условиях мирной жизни.

Настоящий голод в деревне начался зимой 1943 года. Начиная с лета 1943 года,  шли активные военные действия: летели снаряды, была бомбежка. Поэтому убрать урожай не было никакой возможности, даже картофель остался в поле. После карательной операции фашисты забрали весь скот, всю птицу. В эту зиму взрослые и дети голодали. Даже тепла в домах не было. Избы топились торфом, который тоже не успели приготовить летом.

Детей бабушки Домны время от времени подкармливал немец-повар. Дети приходили к нему с котелком, куда он накладывал каши, давал по 2-3 маленькие буханочки хлеба. Лилия Александровна вспоминает, что немцы были разные. Один предупредил семью о том, что нужно срочно укрыться. Только взрослые и дети успели схорониться в подвале, уже другой немец, войдя в дом, прострелил все пространство хаты из автомата. Если бы не предупреждение, все бы погибли сразу. И ещё случай. После карательной операции девочка вернулась в хату бабушки, чтобы взять какие-либо фотографии. Окон в избе не было,  и девочку было хорошо видно с улицы. Фашисты проходили по дороге и давали автоматные очереди по каждому дому. Но дом бабушки Лилии Александровны, где была девочка, обошли стороной.

29 сентября 1943 года, на праздник Воздвижения, в деревне появилась легковая машина с оккупантами. Все немцы из этой машины были убиты партизанами, кроме одного, в которого неудачно стреляла Полина Титовна. Он был ранен и смог уйти незамеченным. Это была разведка. Несколько часов понадобилось, чтобы пришли машины с карателями. Жители деревни и партизаны укрылись в близлежащем лесу. Но фашисты построились цепью и начали движение к лесу. Было ясно, что будет бой. Полина Титовна решила вернуться в деревню, чтобы забрать вещи и еду. Когда она шла с другими женщинами в сторону леса, навстречу им вышел немец. Он достал пистолет и выстрелил в грудь Полине Куцановой. Она упала на землю, и немец сделал второй выстрел в голову. Предположительно, это был тот самый немец, который был ранен утром того страшного дня.

Командир партизанского отряда приказал женщинам и детям укрыться в глубоком болотистом овраге, прикрытом кустарником,  в стороне от леса. Но и сюда долетали осколки снарядов. Одним из них была легко ранена (по касательной) в левую руку Лилия Александровна. После карательной операции фашисты сожгли пять домов в деревне, увели скот, птицу. Жители деревни вынуждены были скрываться. Кто-то ушел в соседние деревни, кто-то оставался в лесу. Бабушка Домна нашла Лилию в соседней деревне. Оттуда вдвоем они возвращались в родную хату. Вновь были схвачены фашистами и вместе с другими жителями согнаны в один дом. Фашисты допытывались, кто является родственниками убитой партизанки, чье тело лежало на поле. Но никто из находившихся в доме не предал Лилию Александровну и её бабушку.

Две недели тело Полины Титовны пролежало в поле. И только в середине октября бабушка смогла перетащить его к дому и похоронить под окнами. После освобождения деревни весной 1944 года тело женщины было перезахоронено в могилу. А уже после войны на территории деревни была создана братская могила для всех, уничтоженных фашистами.

И началась настоящая оккупация. В доме  бабушки Домны фашисты не стояли, там было слишком много детей. Фашисты не жалели никого, ни детей, ни женщин. Лилия Александровна вспоминает, что однажды она шла по улице. На руках у неё был полуторагодовалый двоюродный брат Женя. К ним подошел фашист с вопросом: «Где партизаны?»  И начал трясти малыша. Тогда немец схватил мальчика, и со всего размаха ударил его об землю. У мальчика на всю жизнь сохранились шрамы. А девочку фашист сильно ударил прикладом.

Старший дядя Лилии Александровны, Фёдор Титович,  жил в соседней деревне в трёх километрах от дороги. В армию его не взяли, у него был белый билет. После того как фашисты заняли Гомельскую область, оккупанты агитировали его вступить в полицию. Но Фёдор Титович избегал встреч с фашистами. Сначала он прятался от них на чердаке, где за трубой была сделана потайная комната. Когда продолжать прятаться стало рискованно, Фёдор Титович ушел в партизанский отряд. Никому из семьи он не сказал, куда уходит. Оккупанты пришли в деревню, и вновь стали искать Федора. Жена, Ксения, лишний раз подтвердила, что дома его нет, и где он находится, она не знает. Тогда, закрыв семью в доме, фашисты облили его керосином и подожгли. Старший сын Ксении схватил ухват, выбил окно, выпрыгнул сам и вместе с матерью они вынесли всех детей и вывели бабушку. В этот момент весь дом вспыхнул ярким огнем. Погорельцы пришли жить к бабушке Домне. После этого страшного переживания через неделю у Ксении отнялись ноги. Мучения женщины продолжались больше полугода. Умерла она на глазах дочери и племянницы, которым было по восемь лет. Это стало очередным испытанием для маленькой девочки. После освобождения территории Белоруссии, дети Федора и Ксении была направлены в детский дом. Там от цинги умер их младший брат, Петр. Федор Титович после объединения сил армии и партизан, стал красноармейцем. Уже на фронте он получил известия о смерти жены, младшего грудного сына, сожженном доме. Как говорил сам Федор Титович, после этого никакой пощады от него немцам не было.

После освобождения территории Белоруссии советскими войсками всех детей, которые остались у бабушки Домны,  забрали в детский дом районного центра Корма. Здесь дети немного отъелись. Но Лилия Александровна была тяжело больна. Нервное перенапряжение, вызванное смертью матери, тети, всем ужасом, который видел ребенок, приводило к постоянным обморокам, девочка часто теряла сознание. На голове у девочки были страшные язвы, в которых водились вши. Лилию Александровну перевели в Гомельский детский дом, где детей военных лечили от болезней. Язвы на голове лечили облучением. Здесь Лилия Александровна пошла в школу.

Известие об окончании войны девочка услышала в Гомельском детском доме. Когда все радовались, пели песни, смеялись от счастья, Лиля спряталась в чулане, где кричала: «Зачем мне эта победа, если моей мамочки больше нет!».

 

Учитель предлагает выбрать предмет, который связан с детством на оккупированной территории. Это может быть учебник, ручка, школьный звонок. Каждый из этих предметов показывает на невозможность получения образования учащимися с годы войны.

 

Сюжет 5. Дети в «лагерях смерти»

 

Самые обездоленные дети войны - малолетние узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку - у них отняли Родину и свободу.

Невозможно простому человеку, не видевшему войны, представить даже маленькую частицу того, что видели дети, оказавшиеся в лагерях смерти.

Уже в освобожденных лагерях советские солдаты обнаружили целые груды кукол и прочих детских игрушек, которые должны бил пойти на переработку для новых вещей. А волосы убитых людей нацисты использовали как материал для набивания матрасов. Все должно было идти в дело, весь человеческий материал.

 

Их расстреляли на рассвете,

Когда вокруг редела мгла…

Там были женщины и дети,

И эта девочка была…

Сперва велели им раздеться

И стать затем ко рву спиной.

Но прозвучал тут голос детский,

Наивный, чистый и живой:

«Чулочки тоже снять мне, дядя?»

На миг эсэсовец обмяк,

Рука сама собой, с волненьем,

Вдруг опускает автомат.

Он словно скован взглядом синим.

И, кажется, он в землю врос:

Глаза как у моей Неминьи-

Во мраке смутно пронеслось.

Охвачен он невольной дрожью,

Проснулась в ужасе душа.

Нет! Он убить её не может…

И дал он очередь спеша.

Упала девочка в чулочках,

Снять не успела, не смогла.

Солдат, солдат, что если б дочка

Твоя вот также здесь легла.

Вот это маленькое сердце

Пробито пулею твоей.

Ты - человек, не только немец,

Или ты зверь среди людей?

Шагал эсэсовец угрюмо,

Не поднимая волчих глаз…

Впервые, может, эта дума

В мозгу отравленном зажглась.

И всюду взгляд её светился,

И всюду чудилось опять,

И не забудется отныне:

-Чулочки тоже, дядя,  снять? (Н.Милявский)

 

Ребятам предлагается почтить память детей, погибших в годы Великой Отечественной войны, минутой молчания.

В качестве символа мечты детей в концлагерях, ученики предлагают выбрать игрушку. И все желающие переносят свои игрушки к предметам, которые связаны с детством военной поры.

 

Подведение итогов занятия.

 

Беседа:

·         Так было ли детство у тех ребят, которые росли в годы войны?

·         В какой день они были по настоящему счастливы?

·         Почему эти дети, чьи отцы и матери погибали на войне, не чувствовали себя одинокими, обездоленными?

В ходе беседы ребята приходят к выводу, что детства современных детей у ребят военной поры не было. Они слишком часто видели смерть, голод, переживали чувство страха. Дети военной поры были лишены учебы в школе, много трудились на заводах, фабриках, на полях колхозов и совхозов. Истинное счастье они ощутили в День Победы, когда жизнь вернулась в нормальное мирное русло.

Но дети военной поры никогда не чувствовали себя обездоленными, потому что знали, их детство, украденное войной, нужно для великой Победы, которая сохранит нашу страну, жизнь следующих поколений детей.

 

 

 

 

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»