Образовательная программа

Новобытовская средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов

                         пишите нам:   nbschool@mail.ru  

 

Образовательная программа

 

 

 

Миссия школы: обеспечение качественного  образования на основе разноуровневого, дифференцированного, углубленного и профильного обучения.

Цели:

·                    создание условий для получения качественного образования согласно запросам, потребностям, склонностям и возможностям учащихся

·                    создание условий для эффективного развития гармоничной, физически и духовно здоровой личности, способной к творчеству, саморазвитию и самореализации в отношении будущей профессиональной деятельности.

Задачи:

u      Обеспечивать качественное базовое образование, соответствующее требованиям  государственных образовательных стандартов;

u    Реализовывать программы углубленного уровня по предметам математического и социально-гуманитарного циклов на ступени основного общего образования;

u    Гарантировать преемственность программ всех уровней;

u    Создавать условия для эффективного использования педагогами инновационных образовательных технологий;

u    Осуществлять  предпрофильную подготовку на основной ступени общего образования в соответствии с концепцией профильного обучения;

u     Создавать условия для осознанного выбора профиля обучения каждого учащегося в соответствии с его способностями и потребностями; 

u    Совершенствовать управление инновационным процессом с целью дальнейшего развития   образовательного учреждения;

u     Создать условия, благоприятствующие укреплению физического, нравственного и психологического здоровья   школьников;

u    Совершенствовать систему дополнительного образования.

 

Содержание и организация образовательного процесса в школе. Настоящая образовательная программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об образовательных учреждениях, Уставом ОУ и другими локальными актами, регламентирующими образовательную деятельность.

 Образовательная программа школы адресована всем субъектам образовательного процесса и партнёрам школы:

-администрации ОУ (для реализации путей развития ОУ),

-педагогическому коллективу (для разработки и составления рабочих учебных программ по предметам УП как компонентам образовательной программы и направлениям дополнительного образования),

-родителям учащихся (для удовлетворения информационных запросов родителей о содержании образования, путях реализации целей общего образования, соответствующих особенностям и возможностям школы, о задачах школы по повышению качества образования; для развития продуктивных отношений между школой и родителями),

- учащимся   (для удовлетворения информационных запросов),

-партнёрам школы (для осуществления взаимодействия с учреждениями дополнительного образования).

Обязательными условиями всякого процесса развития являются: единство его составляющих, их тесная взаимосвязь и непрерывность. На основе этого выделяются три ступени обучения: начальное общее образование, основное общее образование,
среднее (полное) общее образование.

 Обязательными следует считать следующие моменты:

O    единый учебный план,

O    общая методическая тема,

O    единая форма (структура) внутришкольного контроля,

O    кадровое обеспечение реализации учебно-методических и научно-методических целей и задач,   

O    соблюдение принципов преемственности и единства при выборе учебно-образовательных программ,

O    соблюдение принципов преемственности между начальной школой и средним звеном, между средней и старшей ступенью обучения,

O    единая концепция развития.

Планируемые результаты образовательной программы

1. Освоение обязательного минимума содержания образования на каждой ступени обучения всеми учащимися.

Показатели достижения планируемых результатов:

-успеваемость  – 100%

-успеваемость по результатам государственной (итоговой) аттестации –100%

-повышение качества знаний по школе .

Способы выявления результатов:

 -независимая экспертиза –  экзамены в новой форме в 9 кл., ЕГЭ в 11 классе;

-диагностические работы;

-диагностика   уровня усвоения образовательных программ;

-текущая успеваемость по итогам триместров;

-итоговая успеваемость по итогам года.

Основные пути достижения результатов:

- реализация учебных рабочих программ

- реализация дополнительных  программ

- реализация программ вариативной части учебного плана

- реализация программы преемственности

- реализация программы мониторинга.

2.Формирование умений и навыков, обеспечивающих самостоятельность учащихся в различных видах и сферах деятельности.

Показатели достижения планируемого результата:

-приобретение коммуникативных навыков в общении со сверстниками

-приобретение навыков самообразования

-формирование общеучебных умений и навыков

-умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

-увеличение числа участников интеллектуальных, творческих, спортивных конкурсов различного уровня  

Способы выявления:

-социологические и психологические исследования

-диагностические работы

-систематизация и обобщение педагогических исследований

-ведение персонального учета участия учащихся в мероприятиях (база данных).

Пути достижения:

-реализация программ курсов по выбору и элективных курсов

-практика проектных форм деятельности

-реализация программ дополнительного образования

-социальное партнёрство

3. Формирование у учащихся опыта участия в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах различного уровня.

Показатели достижения планируемого результата:

– увеличение числа участников очных и заочных, в т.ч. дистанционных мероприятиях интеллектуальной направленности.

Способы выявления планируемого результата:

– ведение персонального учета участия учащихся в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах (база данных).

Основные пути достижения планируемого результата:

– работа НОУ

- индивидуальное сопровождение детей, имеющих повышенную учебную мотивацию, в урочной и внеурочной деятельности .

4.Создание условий для социальной адаптации, дальнейшего самоопределения.

Способы выявления:

-  социологические и психологические исследования, диагностические работы, систематизация и обобщение педагогических исследований.

Пути достижения:

вовлечение учащихся в дополнительное образование

-привлечение к школьному самоуправлению

-реализация программы профориентационной работы.

  Модель выпускника по трем ступеням образования

Модель выпускника начальной школы.

-                     Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

-                     Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

-                     Наделенный чувством уважения к своему дому, близким людям, малой и большой Родине;

-                     Умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

-                     Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Модель выпускника основной школы.

-                     Наличие определенной системы базовых предметных знаний и умений, позволяющих продолжить обучение в образовательной или профессиональной школе;

-                     Готовность к решению стандартных и нестандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;

-                      Наличие  устойчивых учебных интересов и склонностей;

-                     Усвоение основ коммуникативной культуры личности: умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, овладение навыками неконфликтного общения;

-                     Способность строить и вести общение в различных ситуациях и с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту, взглядам, социальному положению;

-                     Осознание необходимости развития физических, нравственных качеств личности.

Модель выпускника старшей школы.

-                     Сознательная потребность в более глубоких избранных областях знаний, необходимых для дальнейшего образования;

-                     Наличие навыков самостоятельной учебной деятельности;

-                     Готовность к профессиональному самоопределению, самореализации во взрослой жизни;

-                     Понимание целей и смысла жизни, усвоение ценностей как основу форсированности мировоззрения;

-                     Сформированность гуманистических качеств личности: ответственность, социальная активность, любовь к Родине, семье;

-                      Стремление к физическому совершенству, проявление заботы о своем здоровье.

 Способы оценивания:

·                    индивидуальные результаты учащихся;

·                    предметные результаты: результаты, полученные в процессе оценивания учителями школы на предметном уровне;

·                    внутришкольные результаты: результаты, полученные в ходе административного контроля;

·                    внешкольные результаты: результаты олимпиад, конкурсов, конференций, соревнований;

·                    результаты, полученные в ходе независимой внешней оценки, результаты ГИА, ЕГЭ;

·                    социологические и психологические исследования

Формы оценивания достижений учащихся:

·                    текущая успеваемость;

·                    контрольные и срезовые работы (в том числе итоговые контрольные работы);

·                    диагностические работы по линии УО г. Чехова;

·                    диагностика СтадГрад, РЦОИ;

·                    лабораторные и практические работы;

·                    предметные олимпиады, конкурсы;

·                    государственная (итоговая) аттестация;

·                    анкетирование.

 

Важным в осуществлении учебной деятельности является ее тесная взаимосвязь с внеклассной  и внеурочной деятельностью,  создание единого социокультурного образовательного пространства для всех категорий обучающихся, направленных на достижение личностных и метапредметных результатов.     

В учебно-воспитательном процессе школы особое внимание направлено на  методики  личностно-ориентированного  обучения, усиление роли индивидуального подхода, активизации познавательной деятельности, усиление роли самостоятельной творческой работы, развитие навыков мыслительной деятельности, развитие навыков самоконтроля и коррекции. Приоритетными   образовательными технологиями   являются:

-  компьютерные (новые информационные) технологии;

- проектные и исследовательские  технологии;

- технология сотрудничества и сотворчества;

-  технология проблемного обучения;

- технология коммуникативного обучения иноязычной культуре;

-технологии коллективного взаимообучения;

- игровые технологии;

- технология уровневой дифференциации;

-технология управления развитием логического мышления на уроках;

- здоровьесберегающие технологии.

 

Особенности организации учебно-воспитательного процесса определяются значимостью обучения, развития и обязательной взаимосвязью урочной и внеурочной деятельности.

 Учебно-воспитательный процесс  строится в рамках 5- дневной учебной недели; для учащихся 8-а, 9-а, 9-б, 10, 11 классов - 6-дневной учебной недели из нагрузки 36 часов в неделю по 45 минут каждый урок.

  По окончании учебного года проводится обязательная практика для учащихся 10 класса (профильная практика).

·                     Элективные курсы   дают возможность учащимся 9, 10,11 классов искать интересные области применения их познавательной активности и быстрее ориентироваться в выборе предстоящей профессии. Целью введения в 7 классе элективного курса «Час дорожной грамоты» является    повышение эффективности  профилактики детского дорожно-транспортного травматизма,  формирование  умений и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

При такой организации образовательного процесса удовлетворяются образовательные интересы и запросы учащихся, родителей и общества.

С целью выполнения задач образовательной программы, выполнения государственных программ по предметам с учетом особенностей школы, каждого класса, а также индивидуальных особенностей обучающихся, педагогами школы разработаны рабочие программы по  предметам      разработаны в соответствии с:

- Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования;

-   авторскими программами по предметам, предложенными авторами учебников.

Кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса.В 2013-2014 учебном году в педагогический состав школы входит 24 учителя, 4 администратора, 2 совместителя, социальный педагог, педагог-психолог.  

По квалификационной категории:

высшей категории - 7 педагогов и 2 администратора,

первой категории -  6 педагогов и 1 администратор,

второй категории и категория на соответствие занимаемой должности  -8  педагогов,

без категории – 3 педагога (вновь прибывшие).

Учителя имеют следующие награды:

·                     Знак «Отличник народного просвещения РФ» - 2 чел.:

·                     Заслуженный работник образования Р.Ф.- 1 чел

·                     Почетный работник образования Московской области-1 чел

·                     Почетная грамота Министерства образования РФ - 4 чел.;

·                     Грамота областной Думы - 3 чел.;

·                     Почетная грамота Министерства Московской области - 7 чел.;

·                     Медаль « В память 850 лет Москвы» - 6 чел.;

·                     Медаль «80 лет Госкомспорту России» - 1 чел.;

·                     Звание « Ветеран труда» - 5 чел.;

·                     Лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года – 2010» м- 1 чел.

·                     Лауреат областного конкурса «Педагог года» - 1 чел.;

·                     Лауреат районного конкурса "Учитель года - 2007», «Учитель-2010» - 2 чел.;

·                     Лауреат районного конкурса «Классный руководитель года»-4 человека

·                     Победитель районного конкурса «Учитель года» - 2 чел;

·                     Конкурс «Лучшие учителя России» - 5 чел.

·                     Грамота «За усердные труды на ниве духовно-нравственного просвещения и образования» (2010 год-в год учителя)- 4 человека.

21 педагог обучен на курсах повышения квалификации. Учитель физической культуры направлен на переподготовку, 3 педагога направлены на курсы повышения квалификации.

Пути повышения качества образовательного процесса

Учебный план  МБОУ Новобытовской СОШ является нормативным документом, определяющим распределение учебного времени, отводимого на изучение различных образовательных областей по базовому (инвариантному) и вариативному (региональному и школьному) компоненту и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к   учебному плану МБОУ Новобытовской общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов на  2013-2014 уч. год

Документальное обоснование учебного плана:

1.      Учебный план Новобытовской средней школы на 2013 - 2014 учебный год составлен на основании следующих документов:

u  При реализации федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004 года:

-                                 Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции),

-                                 приказ Министерства образования Российской Федерации от

05.03.2004              1089 «Об утверждении федерального компонента

государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями;

-                                 федеральный базисный учебный план (утвержден приказом

Минобразования России от 09.03.2004                           1312 «Об утверждении

федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования») с изменениями;

-                                 санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189, зарегистрированным в Министерстве юстиции России 03.03.2011, регистрационный номер 19993;

u  При реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования:

-                             Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции),

-                             федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования науки России от 6.10.2009 г. № 373, зарегистрирован в Министерстве юстиции России 22.12.2009 г, регистрационный номер 15785) с изменениями;

-                             федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерстве образования и науки России от 17.12.2010 г. № 1897, зарегистрирован в Министерстве юстиции России 01.02.2011 г, регистрационный номер 19644); - санитарно- эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 (постановление главного государственного санитарного врача РФ от

29.12.2010          г. № 189, зарегистрировано в Министерстве юстиции России

03.03.2011     г, регистрационный номер 19993);

-                             письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки России от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

-                             приказ министра образования Московской области от 18.01.2013 № 152 «О выполнении решения Коллегии Министерства образования Московской области от 21.12.2012 «О реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в общеобразовательных учреждениях Московской области».

 

·         Устава МБОУ Новобытовской средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов;

·         «Положения о классах с углубленным изучением отдельных предметов  МОУ Новобытовской СОШ»;

·         Решения Управляющего Совета МБОУ Новобытовской СОШ от  27.08.2013 г.    1

 

Реализация программы государственного образовательного стандарта:

Содержание образования, определяемое учебным планом 2012-2013 учебного года, соответствует  приоритетным направлениям российской образовательной политики, типу и виду ОУ и  задачам образовательной программы школы:

u     строгое соответствие всех требований российского образовательного стандарта

u      системный характер всего набора учебных дисциплин,

u      создание для школьников, имеющих повышенную мотивацию к учебному труду и соответствующие способности, условий, гарантирующих углубленное изучение  математики,

u     введение предпрофильной подготовки на основной ступени общего образования в соответствии с концепцией профильного обучения;

u      открытие профильных классов согласно запросам учащихся и их родителей: информационно-технологического и социально-гуманитарного; 

u     систематическая разработка и апробирование организационно-педагогической и учебно-методической документации, необходимой для реализации углубленного и профильного изучения предметов;

u     совершенствование управления инновационным процессом с целью дальнейшего развития   образовательного учреждения;

u      создание условий, благоприятствующих укреплению физического, нравственного и психологического здоровья   школьников.

Для реализации учебного плана в школе имеются необходимые  условия:

- наличие соответствующей материально-технической базы, обеспечивающей инвариантную часть базисного учебного плана и позволяющей осуществлять предпрофильное и профильное обучение;

- соответствие учебно-методической базы федеральному базисному учебному плану;

-наличие учебников в соответствии с перечнем, утвержденным

 приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067 «Об утверждении Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год» 

- наличие педагогических кадров, прошедших и планирующих переподготовку и курсы повышения квалификации в части осуществления профильного обучения, введения в образовательный процесс ФГОС по соответствующим образовательным программам и учебно-методическим комплектам.

 

Основные направления содержания образования:

Учебный план полностью соответствует  базисному учебному плану, в котором  определено количество учебных часов на изучение учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Часы компонента образовательного учреждения использованы для углубленного и расширенного  изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана, для введения новых учебных предметов, для введения элективных курсов в предпрофильных и профильных классах.

Режим работы по пятидневной учебной неделе  в 1-7, 8-б  классах;

по шестидневной учебной неделе  в профильных и предпрофильных классах.

Объем домашних заданий (по всем предметам)  планируется  быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):

во 2 - 3 классах - 1,5 ч,

в 4 - 5 классах - 2 ч,

в 6 - 8 классах - 2,5 ч,

в 9 - 11 классах - до 3,5 ч. (СанПиН 2.4.2.2821-10, п. 10.30).

Обучение в 1 классе проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий (СанПиН 2.4.2.2821-10, п. 10.10).

 

 

 УЧЕБНЫЙ ПЛАН  НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (4 класс)

Первая ступень общего образования – сложившееся, самоценное, самостоятельное и обязательное звено в системе непрерывного и общего образования. Усиление внимания к воспитанию и развитию школьников определяет ориентацию на достижение планируемых результатов не только на предметные знания и умения, но и на такие важные для характеристики выпускника начальной школы качества, как учебная и речевая деятельность, культура поведения, усвоение эстетических норм и другое. На первой ступени обучения закладывается база, фундамент всего последующего образования. Начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими.

Продолжительность учебного года:

4 классы – не менее 34 учебных недель.

Продолжительность урока -  45 минут.

 Обучение   осуществляется с соблюдением следующих требований:

- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе

- накопляемость 4 классов – менее 20 человек, что позволяет не делить учащихся на подгруппы при проведении занятий по иностранному языку (английскому языку).

Базисный учебный план  4 класса состоит из двух разделов: инвариантной части и вариативной части.

Инвариантная часть реализует основное содержание образования, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта.

Инвариантная часть полностью соответствует Региональному базисному учебному плану.

В рамках инвариантной части базисного учебного плана учебные предметы в  4 классах изучаются следующим образом.

Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

·                развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;

·                воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

·                освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

·                овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема; овладение  основами делового письма (написание записки, адреса, письма).

Предмет «Литературное чтение» в начальной школе ориентирован на реализацию следующих целей:

·                формирование читателя-школьника с развитыми нравственными и эстетическими чувствами, способного к творческой деятельности;

·                формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа);

·                знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы.

Изучение иностранного языка  направлено на достижение следующих целей:

·                формирование умений общаться на иностранном языке  с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников; элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;

·                 развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;

·                освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке.

Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

·                развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых  для успешного решения  учебных и практических задач и продолжения образования;

·                освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры;

·                воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Учебный предмет «Окружающий мир (человек, природа, общество)» является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности. Изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

·                     обеспечение целостного восприятия природы, общества и человека;

·                     формирование умения учиться: понимать учебную задачу, моделировать учебную ситуацию, высказывать предположения, проводить самоконтроль хода и результата учебных действий;

·                     психическое и социальное развитие ребенка.

Особое внимание необходимо уделить формированию у младших школьников здорового образа жизни, элементарных знаний поведения в экстремальных ситуациях, и прежде всего, знаний правил дорожного движения.

Особенностями учебного предмета «Технология (труд)» являются: практико-ориентированная направленность содержания обучения. Изучение предмета «Технология (труд)» направлено на достижение следующих целей:

·                     формирование социально ценных практических умений, опыта преобразовательной деятельности и развитие творчества, что создает предпосылки для более успешной социализации личности;

·                     возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.

Изучение физической культуры направлено на достижение следующих целей:

·                укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию и всесторонней физической подготовленности обучающихся;

·                развитие жизненно важных двигательных умений и навыков, формирование опыта двигательной деятельности;

·                овладение общеразвивающими и коррегирующими физическими упражнениями, умением их использовать в режиме учебного дня, активного отдыха и досуга;

·                 воспитание познавательной активности, интересы и инициативы на занятиях физическими упражнениями, культуры общения в учебной и игровой деятельности.

Изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

·                     развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

·                     воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Вторая ступень общего образования обеспечивает освоение учащимися общеобразовательных программ в условиях становления и формирования личности ребенка и направлена на развитие его склонностей, интересов и способностей к социальному и профессиональному самоопределению.

Региональный базисный учебный план для 5 - 9 классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования и ориентирован на 34 учебных недели в год.

Продолжительность урока – 45 минут.

Инвариантная часть базисного учебного плана призвана обеспечить достижение государственного стандарта основного общего образования и представлена следующими учебными предметами:

Учебный предмет «Русский язык» изучается по 4 часа в неделю в 5 – 7 классах, 3 часа в неделю в 8 классе и 2 часа в неделю в 9 классе.

Целью изучение учебного предмета «Русский язык» в основной школе является формирование общеучебных умений, навыков и обобщенных способов деятельности, в основе которых также задействованы все виды речемыслительной деятельности: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.

Учебный предмет «Литература» изучается в 5 – 9 классах по 2 часа в неделю.

Сформулированные в стандарте цели литературного образования в основной школе сгруппированы в четыре смысловых блока: воспитание, развитие, освоение знаний, овладение умениями. При этом последовательность целей не указывает на их иерархию, т.е. все цели являются равноценными по значимости.

Учебный предмет «Иностранный язык» изучается с 5 – 9 классы по 3 часа в неделю.

Основными целями изучения иностранного языка являются:

·         развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной);

·         развитие и воспитание школьников средствами иностранного языка.

Предложенный объем учебного времени достаточен для освоения иностранного языка на функциональном уровне.

Учебный предмет «Математика» изучается в 5 – 9 классах по 5 часов в неделю.

Цели обучения математики:

·                формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средства моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;

·                овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;

·                воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики.

 Предмет  «Информатика и ИКТ» представлена в 8 классе  1 час в неделю, и в 9 классе -  2 часа в неделю.

Учебный предмет «Природоведение» (5 класс) -1 час в неделю.

Учебный предмет «Обществознание» изучается с 6 по 9 класс по 1 часу в неделю, является интегрированным, построен по модульному принципу и включает содержательные разделы: «Общество», «Человек», «Социальная сфера», «Политика», «Экономика» и «Право».

Цели учебного предмета «Обществознание» структурированы путем выделения пяти направлений: развитие личности учащихся, воспитание, усвоение системы знаний, выработка умений, формирование способности применять полученные знания и умения в практической деятельности.

Учебный предмет «География» изучается с 6 класса.

В 6 классе  один час в неделю; в 7, 8 и 9 классах — по 2 часа в неделю. Структура целей представлена на пяти уровнях и включает освоение знаний; овладение умениями; развитие, воспитание и практическое применение географических знаний и умений. Все цели являются равнозначными.

Учебный предмет «Биология» изучается с 6 класса.

В 6 классе  один час в неделю; в 7, 8 и 9 классах — по два часа в неделю.

Структура целей представлена на пяти уровнях и включает освоение знаний; овладение умениями; развитие, воспитание и практическое применение биологических знаний и умений. Все цели являются равнозначными.

 На учебный предмет «Искусство (музыка и ИЗО)»   в 5 – 7 классах предусмотрено по два часа в неделю, построен по модульному принципу и включает разделы «Изобразительное искусство» и «Музыка». Данные разделы  изучаются в МБОУ Новобытовская СОШ как отдельные учебные предметы Искусство «ИЗО» (1 час в неделю) и Искусство «Музыка» (1 час в неделю). Изучение изобразительного искусства в основной школе направлено на формирование морально-нравственных ценностей, представлений о реальной художественной картине мира, и предполагает развитие и становление эмоционально-образного, художественного типа мышления, что наряду с рационально-логическим типом мышления, преобладающим в других предметах учебной программы, обеспечивает становление целостного мышления учащихся. Особенности содержания курса «Музыка» в основной школе обусловлены спецификой музыкального искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания и многолетними традициями отечественной педагогики.

Изучение музыки в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира;
• развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения;
• развитие творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.). Школа обеспечена необходимым программно-методическим комплектом для выполнения поставленных задач.

В 8 – 9 классах учебный предмет «Искусство Музыка и иЗО)» изучается по одному часу в неделю и является интегрированным. Программа данного курса рассчитана на два года обучения.

Учебный предмет «Технология» изучается в 5 – 7 классах по два часа в неделю, в 8 классе  один час в неделю.

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С учетом сложившейся в стране системы подготовки учащихся к последующему профессиональному образованию и труду и с целью удовлетворения образовательных склонностей и познавательных интересов учащихся, возможностей и специфики образовательного учреждения (сельская школа)  построен по модульному принципу:

·                «Технология. Технический труд» ( для мальчиков),

·                «Технология. Обслуживающий труд» (для девочек),

·                «Технология. Сельскохозяйственный труд» (в осенне-весенний период).

Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее ОБЖ) изучается в 5 – 9 классах по одному часу в неделю.

  Введение ОБЖ на базовом уровне обусловлено необходимостью обучения обучающихся умениям действовать в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим и т.д.

Цели изучения курса ОБЖ:

·                     освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни; государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;

·                     воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества;

·                     развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении здорового образа жизни;

·                     овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Учебный предмет «Физическая культура» изучается в 5 – 9 классах по три часа в неделю.

  Содержание образования с учетом третьего часа физической культуры на ступени основного общего образования  учитывает основные направления развития физической культуры в рамках  следующих направлений:

Оздоровительное:

воспитание привычки к самостоятельным занятиям по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения.

Общеразвивающее:

овладение обучающимися основами технических и тактических действий, приемами и физическими упражнениями из видов спорта, предусмотренных образовательной программой основного общего образования по физической культуре (в том числе и национальных видов), а также летних и зимних олимпийских видов спорта, наиболее развитых и популярных в общеобразовательном учреждении или субъекте Российской Федерации, и умениями использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности.

Вариативная часть базисного учебного плана на II ступени обучения  представлена компонентом образовательного учреждения и направлена на реализацию следующих целей:

·                     развитие личности ребенка, его познавательных интересов;

·                     удовлетворение образовательных потребностей учащихся;

·                     реализация предпрофильной подготовки;

В соответствии с Региональным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений в московской области, утвержденный приказом №2604 от 07.06.2012 в учебном  плане МБОУ Новобытовской средней  общеобразовательной  школы с углубленным изучением отдельных предметов предусмотрены: 

·                     в 5 классах (2 часа в неделю),  в  8, в 9-б классах (по 1 часу в неделю) – Русский язык с целью формирования лингвистического мышления, повышения речевой и языковой культуры, развития языковой рефлексии, усиления интереса к изучению языка;

·                     в 5,6 классах- Информатика и ИКТ (1 час в неделю) с целью формирования информационно-компьютерных компетентностей учащихся и удовлетворения потребностей учащихся изучения данного предмета;

·                     в 6 классе – География (1 час в неделю) для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности, биология  (1 час в неделю)  с целью формирования прочных компетентностей по данному предмету;

·                в 6, 9-б  классах – 1 час математики (алгебры) с целью развития логического мышления, пространственного воображения,  алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности;

·                     в 8 классе - «Духовное краеведение Подмосковья» с целью обеспечения  целостного взгляда школьников на особенности того региона, в котором он родился и живет,  формирования комплексных знаний о духовных основах взаимодействия людей;

·                     в 9 классе - Технологии (1 час в неделю), Всеобщей истории (1 час в неделю) с целью завершения образовательной программы основного  общего образования по данным учебным предметам.

·                     В 9-б классе на организацию предпрофильной подготовки  выделено 1 час в неделю за счет часов компонента образовательного учреждения на элективные курсы «Твоя профессиональная карьера» с целью ознакомления учащихся с различными профессиями и оказания помощи в выборе профиля обучения на старшей ступени;

·                     В 7 классах-элективного курса «Час дорожной грамоты»   с целью        повышения эффективности  профилактики детского дорожно-транспортного травматизма,  формированию  умений и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

·                     В 8-а, 9-а классах с углубленным изучением математики выделено по 2 часа в неделю алгебры и по 1 часу в неделю геометрии.

При проведении учебных занятий по «Иностранному языку», «Технологии», осуществляется деление 7-а класса на две группы при наполняемости более 20 человек.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН  СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Среднее (полное) общее образование – завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Эффективное достижение указанных целей возможно при введении профильного обучения, которое является «системой специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, ... отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования»[1].

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания обучающимся индивидуальной образовательной траектории.

Профильное обучение позволяет:

- создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ;

- обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов;

- установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации;

- обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.

 В МБОУ Новобытовской СОШ в соответствии с запросами учащихся и их родителей открыты следующие профильные классы:

10 класс – социально-гуманитарный,

11 класс - информационно-технологический.

Базовые общеобразовательные учебные предметы – учебные предметы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Региональный базисный учебный план предполагает функционально полный, но минимальный их набор. Данный набор предметов в учебном плане МБОУ Новобытовской СОШ соответствует Региональному базисному учебному плану.

Профильные общеобразовательные учебные предметы – учебные  предметы федерального компонента повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения.

Часы профильного  компонента  в 10  социально-гуманитарном  классе  использованы  на следующие предметы:

   Право (2 часа в неделю),

Обществознание (3 часа в неделю).

Часы профильного  компонента  в 11 информационно-технологическом  классе использованы на  следующие предметы:

Математика (7 часов в неделю),

Информатика и ИКТ  (4 часа в неделю).

Вариативная часть базисного учебного плана на III ступени обучения направлена на реализацию запросов социума, сохранение линий преемственности и подготовку старшеклассников к сознательному выбору профессий с последующим профессиональным образованием.

В связи с этим выделяются следующие предметы:

10 социально-гуманитарный   класс:

Русский язык -1 час в неделю;

Алгебра и начала анализа -2 часа в неделю,

Информатика и ИКТ – 2 часа в неделю,

Всеобщая история – 1 час в неделю,

Физика – 1 час в неделю.

11 информационно-технологический  класс:

 Русский язык- 1 час в неделю,

Всеобщая история-1 час в неделю.

Элективные курсы являются неотъемлемым компонентом вариативной системы образовательного процесса на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающим успешное профильное и профессиональное самоопределение обучающихся. В связи с этим, а также с учетом запросов учащихся, из компонента образовательного учреждения выделяются:

10 социально-гуманитарный    класс:

Элективные курсы: «Тайны квадратных уравнений»,  «Слово-образ-смысл: филологический  анализ литературного произведения», «Избранные вопросы информатики».

11 информационно-технологический    класс:

Элективные курсы: «Абсолютная величина (модуль)», «Нестандартные методы решения физических задач», «Проблема прав человека в современном мире», «Решение генетических задач».

При реализации базисного учебного плана   предусмотрено использование  учебников в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013-2014 учебный год, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.

Реализация учебного плана предусматривает промежуточную  аттестацию  учащихся следующим образом:

2-3 классы:

Класс

Предмет

Форма промежуточной аттестации

1-а, 1-б, 2-а, 2-б, 3-а, 3-б

русский язык

математика

окружающий мир

итоговая комплексная работа

 

4-8 и 10 классы:           

Класс

Предмет

Форма промежуточной аттестации

4-а, 4-б

Русский язык

Диктант

4-а, 4-б

Математика

Контрольная работа

5-а, 5-б класс

Русский язык

Диктант

5-а, 5-б класс

Математика

Контрольная работа

6-а, 6-б класс

Русский язык

Диктант

7-а, 7-б класс

Математика

Контрольная работа

8-а, 8-б класс

Русский язык

Диктант

10 класс

Математика

Диагностическая работа РЦОИ

10 класс

Русский язык

Диагностическая работа РЦОИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

  Программно-методическое обеспечение

Учебные программы и пособия, используемые в образовательном процессе   созданы на основе  приложения №1 «Федеральный перчень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию    в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012-2012 учебный год» к приказу №2885 от 27.12.11. Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях» и на основе приказа №151-а от 22.06.12. МБОУ Новобытовской СОШ «Об утверждении программно-методического обеспечения на 2012-2013 учебный год» и сформированы с учетом следующих ведущих принципов:

u гуманизации,

u историзма,

u научности,

u системности доступности,

u увлекательности,

u вариативности,

  Программно-методическое обеспечение (ПРИЛОЖЕНИЕ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показатели реализации образовательной программы

Объект контроля

Средство контроля

Периодичность контроля

Качество общеобразовательной подготовки выпускников

Начальной школы

Контрольные работы (входящие, итоговые, текущие),

проверка техники чтения

По графику

 

Каждый триместр

Основной школы

Итоговая государственная аттестация;

Результаты распределения по каналам получения среднего (полного) общего образования;

Результаты участия учащихся школы в различных предметных олимпиадах и научно-практической конференции

Июнь

 

Сентябрь

 

 

Ноябрь – февраль

 

Средней (полной) школы

Итоговая государственная аттестация;

Результаты поступления в учреждения высшего и среднего профессионального образования;

Результаты участия учащихся в предметных олимпиадах и научно-практической конференции

Июнь

 

Сентябрь

 

 

Ноябрь – февраль

 Результативность обучения

  Мониторинг качества знаний, электронный анализ контрольных работ по предметам и анализ классов

 Раз в триместр

Встроенность в систему социально-экономических отношений

Результаты трудоустройства, данные завершения послешкольного образования

Октябрь

Состояние здоровья

Данные углублённого медицинского осмотра;

Данные призывной комиссии райвоенкомата;

Данные о пропусках уроков по болезни

Ежегодно

 

Ежегодно

Раз в четверть

 

ПЕРЕЧЕНЬ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИЙ,

ИСПОЛЬЗУЕМЫХ УЧИТЕЛЯМИ

МБОУ  НОВОБЫТОВСКОЙ СОШ НА ЗАНЯТИЯХ

(по результатам анкетирования):

 1. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

u Педагогика сотрудничества

u Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека

2.  Педагогические технологии на основе активизации и интесификации деятельности учащихся

u Игровые технологии

u Проблемное обучение

u Технология коммуникативного обучения 

3.  Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесс

u Технология  С. Н. Лысенковой: перспективно-пережающее обучение с использованием опорных схем при комментированном управлении

u Технология уровневой дифференциации обучения

u Блочно-модульная технология обучения.

u Технология индивидуализации обучения.

u Групповые технологии.

u Компьютерные (новые информационные) технологии обучения

u Проектная деятельность.

4.  Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала

u Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе

5.  Технология развивающего обучения

u Общие основы технологий развивающего обучения.

u             Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности 

u Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская)

 6. Здоровьесберегающие технологии.

 



 

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»